21-24. Задания по тексту

Человек и общество (страница 2)

Вспоминай формулы по каждой теме
Решай новые задачи каждый день
Вдумчиво разбирай решения
ШКОЛКОВО.
Готовиться с нами - ЛЕГКО!
Подтемы раздела 21-24. Задания по тексту:

Это старая версия каталога задач

Нажмите для перехода на новую версию

Решаем задачи
Задание 8 #13618

Под модернизационным развитием подразумевают процесс цивилизационных изменений, обусловленный новыми потребностями общества и человека в меняющейся среде. Функция модернизации состоит в повышении способности общества и индивидов удовлетворять свои потребности. Как показывает история, на любом цивилизационном этапе модернизация означает качественные изменения не только производственно-технологической составляющей, но и структуры ценностей, институциональной сферы, повышение качества жизни людей. Процесс формирования общественных ценностей, в центре которых оказывается личность, и поступательное развитие общества в сторону увеличения качества жизни есть социокультурная модернизация. Социокультурные изменения являются ее результатом.

Социокультурная модернизация — процесс комплексный, апеллирующий к группе населения “молодежь”, так как именно молодежь первой испытывает трансформацию во взглядах, интересах, ценностях и культуре. Жизненные приоритеты молодого поколения, нравственное здоровье и его облик в целом обусловливают социальное развитие общества и будущее страны, поэтому взаимоотношения молодежи и государства актуальны для функционирования последнего. Для эффективного осуществления модернизационного развития необходим слой креативных, целеустремленных, обладающих новаторскими способностями людей.

Молодое поколение, представляя стратегический ресурс модернизации, должно сберегаться государством как в демографическом, так и в интеллектуальном плане. Дети и молодежь — не только полноправный социальный субъект, но и творцы будущего общества, ответственные за процветание страны и воспроизводство последующих поколений, преемники ее культуры. Молодежь является преобразователем социальной культуры и организации общества и предопределяет социальный прогресс, т. е. несет в себе инновационный и социокультурный потенциал, служащий базой будущих и существующих изменений в общественной жизни. Поэтому молодежь — это настоящее и будущее.
(М.А. Ласточкина)

 

 



21. Используя текст, укажите четыре составляющих модернизационного развития. Какую политику должно проводить государство в отношении молодежи? Какое условие эффективности модернизации выделяет автор?

22. Какие общественные ценности соответствуют, по мнению автора, формированию социокультурной модернизации? Как определяет автор функцию модернизации? Какой социальный институт непосредственно связан с реализацией этой функции в материальной сфере?

23. К какому виду общественной динамики относится модернизационное развитие? Укажите иной по направленности вид социальной динамики. Используя знания обществоведческого курса, социальные факты, информацию СМИ, конкретизируйте его двумя примерами.

24. Приведите два довода из текста, которые позволяют отнести молодежь к стратегическому ресурсу модернизации. Используя обществоведческие знания, социальные факты и личный опыт, приведите дополнительный довод. Какую еще социальную группу можно рассматривать как ресурс модернизации в современном мире? Приведите аргумент, который подтверждает это.

 

Показать решение


№21 1) четыре составляющих моденизационного процесса: производственно-технологическая, структура ценностей, институциональная сфера, качество жизни людей;
2) ответ на первый вопрос: беречь (охранять, оберегать) как в демографическом, так и в интеллектуальном плане;
3) ответ на второй вопрос: необходим слой креативных, целеустремленных, обладающих новаторскими способностями людей
№22 1) ценности, в центре которых оказывается личность;
2) функция модернизации состоит в повышении способности общества и индивидов удовлетворять свои потребности;
3) производство / экономика.
№23 1) ответ на вопрос: прогресс / прогрессивное развитие;
2) иной вид социальной динамики: регресс/ регрессивное развитие;
3) два примера, допустим:
— гибель цивилизации (может быть названа любая цивилизация);
— установление тоталитарного / диктаторского режима в государстве;
— упадок культуры вследствие распространения массовой культуры и пр.
№24 1) два довода из текста, допустим:
— молодежь несет в себе инновационный и социокультурный потенциал, служащий базой будущих и существующих изменений в общественной жизни;
— именно молодежь первой испытывает трансформацию во взглядах, интересах, ценностях и культуре;
— жизненные приоритеты молодого поколения, нравственное здоровье и его облик в целом обусловливают социальное развитие общества и будущее страны;
— молодежь является преобразователем социальной культуры и организации общества;
2) дополнительный довод, допустим:
— молодежь активно откликается на перемены и инновации и не боится последствий социальных преобразований;
3) ответ на вопрос, например: учителя, политическая элита;
4) аргумент, допустим:
— учителя относятся к профессиональному сообществу, которое непосредственно осуществляет социализацию (образование и воспитание) подрастающего поколения, модернизационный потенциал молодежи зависит от учителя;
— политическая элита ставит задачи модернизации и в значительной степени предопределяет ее направленность.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.
Задание 9 #13619

Мировой опыт свидетельствует о том, что культурный потенциал региона (от музеев, архитектурных комплексов до уникальных культурных мест, мифов, преданий, фестивалей) может быть использован не только в целях воспитания и приобщения к духовному наследию. Культура может выступать как мощный региональный ресурс, способный переломить кризисную ситуацию и дать новый импульс провинциальной территории, стать фундаментом её интенсивного развития. Культурные ресурсы превращаются в основу для принятия политических и экономических решений.

В середине 90-х годов в Европе начались серьёзные исследования процесса, с помощью которого культура становится определённого рода капиталом, двигателем экономического роста. Учёные на многочисленных примерах показали, что культура может рассматриваться как стратегический фактор социально-экономических перемен. Изучая потенциал сектора культуры регионов и его способность подпитывать разные виды экономической деятельности, специалисты пришли к выводу о том, что культура, при определённых финансовых вложениях, может обладать свойствами катализатора региональных изменений. Всё чаще появляются утверждения о том, что “в современном мире культура становится важным фактором, определяющим финансовые вложения — инвестиции, а также мощным инструментом политики развития территорий”.

Интерпретация сферы культуры как ресурсного потенциала способна дать новые приоритеты в осознании её назначения и возможностей, связанных не только с сохранением культурноисторического наследия. Культурные ресурсы, как и любой другой вид ресурса, при соблюдении определённых условий могут приносить “прибыль”. В связи с этим культурные ресурсы нередко рассматриваются в контексте весьма популярного концепта “культурный капитал”, понимаемого, однако, с разных научных позиций. В социологии культурный капитал чаще всего понимается как “богатство” в форме знаний, навыков, идей, моделей успеха, которые наделяют их держателей преимуществами перед остальными социальными группами. Экономическая же традиция толкования культурного капитала сводится по преимуществу к пониманию его как одного из разновидностей прочих капиталов — человеческого, физического, природного. Культурные активы участвуют в производстве культурных благ. Культурные блага также имеют потребительскую стоимость. Культурная ценность наделяет этот капитал дополнительным свойством — символической стоимостью или эстетической, культурной, социальной значимостью.
(Н.Г. Федотова)

 

 



21. При каком условии, по мнению автора, культура может стать катализатором региональных изменений? Используя текст, укажите одну любую традиционную функцию культуры. Что включает в себя культурный-потенциал региона?

22. Каким свойством, по мнению автора, наделён культурный капитал? В чём заключается экономическая интерпретация культурного капитала? Раскройте термин “физический капита”, приведённый в тексте.

23. В тексте говорится, что в современном мире культурные ресурсы превращаются в основу для принятия политических и экономических решений. Приведите по два примера экономических и политических решений, принятых на основе культурных ресурсов.

24. Автор утверждает, что “держатели культурного капитала” наделены преимуществами перед остальными социальными группами. Используя текст, знание обществоведческого курса, факты СМИ, приведите два аргумента в подтверждение этого мнения и один аргумент в его опровержение.

 

Показать решение


№21 1) ответ на первый вопрос: при определённых финансовых вложениях;
2) функция: воспитание и приобщение к духовному наследию / сохранение культурно-исторического наследия;
3) ответ на второй вопрос: музеи, архитектурные комплексы, уникальные культурные места, мифы, предания, фестивали.
№22 1) ответ на первый вопрос: символическая стоимость или эстетическая, культурная, социальная значимость;
2) ответ на второй вопрос: понимание культурного капитала как одной из разновидностей прочих капиталов — человеческого, физического, природного;
3) термин “физический капитал” — один из факторов производства, ресурсы, созданные человеком — здания, станки и прочее оборудование.
№23 1) экономические:
— реставрация здания XIX в. и включение его в современный гостиничный комплекс;
— создание новой линии одежды на основе национального костюма;
2) политические:
— достигнута международная договорённость о порядке посещения религиозных мест гражданами соседних государств;
— принятие закона об охране культурного наследия.
№24 1) в подтверждение мнения, например:
— культурный капитал может быть использован в качестве экономического ресурса, и, соответственно, его владельцы могут получить экономическую выгоду;
— культурный капитал (знания, навыки, идеи) предоставляет его владельцам возможность более полного удовлетворения духовных потребностей;
2) в опровержение мнения, допустим:
— держатели духовного капитала могут составлять меньшинство общества и вызывать агрессию со стороны других социальных групп.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.
Задание 10 #13620

Знание играло значительную роль в любом обществе в любую эпоху. Во второй половине ХХ в. динамика развития науки и производство научного знания в новых университетах, политехнических и технологических институтах существенным образом меняют социокультурный статус науки и ее функции. Большой класс ученых, создающих и распространяющих знания, превращается в класс профессионалов, зарабатывающих на жизнь этой деятельностью. Результатом профессионализации -интеллектуальной деятельности становится продукт, который поступает на рынок. Товарную форму приобретают все виды интеллектуальной деятельности: общественные и естественные науки, художественные произведения. Осознание этой эпохальной перемены привело к понятию экономики знаний, начавшейся в конце ХХ в., в которой двигателем является так называемый “человеческий капитал”, т. е. наличие людей, одаренных креативным мышлением, умственными способностями ...

Чтобы победить или выжить в глобально конкурентной экономике, общество должно вкладывать деньги в специфический вид образования, где производится не только инновационный продукт, но и особого рода “специализированная рабочая сила”, способная продуцировать новое знание, создавать инновации, интеллектуальный капитал.

Для современной науки как способа производства инноваций необходимо объединение специалистов в различных видах знания — программистов, естествоиспытателей, математиков, методологов, инженеров, менеджеров, психологов, социологов. Возникает запрос на научных исследователей и организаторов науки.

Экономика образования, производство специализированных трудовых ресурсов вытесняет культуру образования, технологию производства основ социальности, солидарности, стабильности, гуманного общества. Но именно в пространстве культуры образования происходит развитие личности, формируются исследовательская позиция, культура исследования, творческие способности, понимание и социальное взаимодействие, обеспечивается доступ к образованию талантливой молодежи.

Новые образовательные технологии могут стать как инструментом преодоления кризиса современности, так и способом усиления рисков и угроз. Тотальная коммерциализация всех сфер общественной жизни, превращение ученика в клиента и потребителя образовательных услуг извращают саму суть образования как творческого процесса, как диалога ученика и учителя. Как свидетельствует история, с развитием познания, техники, производства человек не становится более ответственным или хотя бы более предусмотрительным и осторожным. Напротив, достижения науки и техники рассматриваются как своего рода игрушки, а жизнь — как опасное приключение. Важнейшей проблемой современности, таким образом, становится проблема человека, который является и главным фактором развития, и главным фактором риска. От способности человека осознать меру своей ответственности в стремительно меняющемся мире зависит само его существование.
(Л.Б. Логунова)

 

 



21. Какие перемены происходят в интеллектуальной деятельности в эпоху “экономики знаний” (назовите две перемены)? Используя текст, назовите два результата образования специфического вида.

22. Как связывает автор “экономику знаний” и “человеческий капитал”? Как охарактеризован “человеческий капитал” в тексте? Используя обществоведческие знания, назовите два иных вида капитала.

23. Какое противоречие между культурой и экономикой образования возникает в современном мире? Приведите два пояснения, которые показывают, что человек — это и главный фактор инновационного развития, и главный фактор риска в современном обществе. Конкретизируйте одно из пояснений примером.

24. В тексте говорится о том, что новые образовательные технологии могут стать инструментом преодоления кризиса современности. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, предложите три пути преодоления глобальных проблем с помощью образования.

 

Показать решение


№21 1) названы две перемены:
— профессионализация Интеллектуальной деятельности;
— все виды интеллектуальной деятельности приобретают товарную форму;
2) указаны два результата:
— производство инновационного продукта;
— “специализированная рабочая сила”, способная продуцировать новое знание, создавать инновации, интеллектуальный капитал
№22 1) ответ на вопрос: двигателем экономики знаний является так называемый “человеческий капитал”;
2) названы два иных вида капитала, например: производственный и денежный (финансовый)
№23 1) ответ на вопрос:
— экономика образования, производство специализированных трудовых ресурсов вытесняет культуру образования, технологию производства основ социальности, солидарности, стабильности, гуманного общества;
2) два пояснения, например:
— человек — главный фактор инновационного развития, потому что оно зависит от деятельности специалистов в различных видах знания (программистов, естествоиспытателей, математиков, методологов, инженеров, менеджеров, психологов, социологов и т. д.);
— человек — главный фактор риска, потому что он может быть безответственным или неосторожным;
3) пример, допустим:
— благодаря открытиям современных ученых развиваются биагехнологии, новые виды энергетики и пр.;
— ошибки в эксплуатации современных технических средств могут иметь катастрофические последствия (Чернобыльская АЭС).
№24 В правильном ответе должны быть предложены три пути преодоления глобальных проблем, например:
— для преодоления экологической проблемы необходимо сформировать экологическую культуру, дать соответствующие знания;
— проблема “Север — Юг” может решаться только в процессе экономического развития и развития социальной сферы развивающихся стран, что невозможно без подготовки специалистов в различных современных отраслях;
— для борьбы с болезнями нужны исследователи и специалисты (медики, биологи, биохимики и пр.), которые могут создавать лекарства, определять причины заболеваний и способы их лечения.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.
Задание 11 #13621

Термины “миросозерцание”, “миропонимание” и “мировоззрение” достаточно часто употребляются в литературе. Общекоммуникативное их содержание представлено в словарях и энциклопедиях. Как правило, в подавляющем большинстве текстов, которые специально не анализируют эти термины, они употребляются как слова, взаимозаменяющие друг друга. С одной стороны, такому положению есть оправдание, поскольку в подобных текстах они используются как общеупотребимые для обозначения отношения человека к миру, но с другой — содержание этих слов в научной литературе приобретает силу терминов, каждый из которых фиксирует различные отношения человека к миру. Термины “миросозерцание”, “миропонимание” и “мировоззрение” представляют собой отношение человека к миру. Будучи общими (как отношение человека к миру), каждое из них тем не менее имеет свою особенность. Самым простым отношением человека к миру из названных терминов является миросозерцание. Применительно к процессу познания созерцание имеет место в прямой связи (рефлексии) исследователя с познаваемым миром. В этой ситуации исследователь представлен в качестве наблюдателя событий, происходящих в мире. Созерцание является посредником между представлением и пониманием. Миропонимание является исходным пунктом в практической жизни человека. Другими словами, все практические действия человека осуществляются на основе той картины мира (миропонимания), которую индивид построил для себя. Это единство миропонимания и практического действия человека для нас выступает как мировоззрение. Схематично эту мысль можно выразить и другим способом: миропонимание — руководство к действию, а мировоззрение — действие человека, руководствующегося пониманием этого мира. Поэтому мировоззрение является высшим и последним отно шением человека к миру. Высшим потому, что оно есть такое отношение к миру, которое выражает взаимодействие человека с миром и мира с человеком целостным образом. Отсюда следует, что основное содержание мировоззрения кроется не только в осмыслении мира как целостности (это миропонимание). Оно главным образом проявляется в конкретных “регулятивных”, преобразовательных взаимодействиях людей (общественной практики). То, что позволяет человеку жить, — это его непосредственная практическая деятельность, выраженная в прямом контакте с окружающей средой и друг с другом. Вот эта деятельность и выражает мировоззрение человека. Мировоззрение обязано выйти за границы мыслительных операций в конкретную сферу действия и проявить себя согласно тому пониманию мира, которое у них сложилось. Мировоззрение является высшим отношением человека к миру в силу того, что оно является не теоретико-познавательной областью, а конкретной практической стороной действия человека, осуществляющегося на выработанном им миропонимании. Как высшее оно содержит в своей структуре все нижестоящие отношения человека к миру (включая миросозерцание и миропонимание).
(В.И. Александров)

 

 



21. Почему термины “миросозерцание”, “миропонимание” и “мировоззрение” могут употребляться как взаимозаменяемые? Какой из трех терминов, по мнению автора, является обобщающим?

22. Какой из трех терминов “миросозерцание”, “миропонимание” и “мировоззрение” связывают с чувственной стороной познания? Какую позицию исследователя, по мнению автора, представляет этот термин?

23. Используя текст, назовите две составные части основного содержания мировоззрения и конкретизируйте каждую из них примером.

24. На основе текста и обществоведческих знаний раскройте взаимосвязь деятельности и мировоззрения (укажите три проявления взаимосвязи).

 

Показать решение


№21 1) дан ответ на вопрос: они “используются как общеупотребимые для обозначения отношения человека к миру”.
2) указан обобщающий термин: мировоззрение
№22 1) ответы на вопросы: миросозерцание; исследователь представлен в качестве наблюдателя событий, происходящих в мире;
2) указаны формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление
№23 1) две составные части основного содержания мировоззрения:
— осмысление мира как целостности (или миропонимание),
— конкретные “регулятивные”, преобразовательные взаимодействия людей (общественная практика);
2) два примера, допустим:
— в Средневековье сложилась религиозная картина мира;
— религиозные представления о мире находили воплощение в соблюдении обрядов и отказе от “греховных действий”.
№24 1) мировоззрение человека выражается в деятельности;
2) деятельность способствует формированию и изменению мировоззрения;
3) мировоззрение посредством деятельности позволяет человеку преобразовывать мир.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.
Задание 12 #13622

Исторический процесс сам по себе весьма сложен и представляет собой взаимодействие многих объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относятся природные условия жизни общества, объективные потребности людей в обеспечении необходимых условий их жизни, а также состояние материального производства, существующая социальная структура общества, его государственный строй и т. д., которые каждое новое поколение застает уже сложившимися и которые в той или иной мере обусловливают жизнедеятельность людей. Субъективные же факторы исторического процесса — это разного рода способности людей своими действиями вносить изменения в те или иные стороны общественной жизни.

В исторический процесс прямо или косвенно включены все люди, поскольку они включены в процесс общественного производства, а также в политическую и духовную жизнь общества. В этом отношении все они являются участниками исторического процесса. Но его субъектами они становятся лишь в той мере, в какой действуют сознательно: осознают свое место в обществе, социальное значение своей деятельности и направленность исторического процесса. Сознательно участвуя, скажем, в совершенствовании экономических и социальных отношений, политической системы общества, в развитии его духовной жизни, тот или иной человек или социальная группа выступает как субъект исторического процесса.

В последнее время в науке и политике все чаще говорят о человечестве как самостоятельном субъекте исторического процесса. Для этого имеются веские основания. В современных условиях человечество все более выступает как единое целое в силу расширения и упрочения экономических, политических и культурных связей народов всех стран, усиления их взаимозависимости. Именно в рамках человечества как единого целого должны ныне решаться проблемы обеспечения всеобщего мира, сохранения и развития природной среды, а также создания услови.й для развития сотрудничества и взаимопомощи всех народов и государств нашей планеты.

И человечество в той или иной степени решает эти проблемы, прежде всего путем налаживания всестороннего сотрудничества между народами и государствами. На это направлена деятельность многих международных организаций. Чрезвычайно важно, чтобы при наличии многих противоречий и конфликтов между отдельными социальными группами, нациями, народами и государствами человечество как самостоятельная целостность продолжало существовать и способствовало бы мирному разрешению указанных противоречий и конфликтов - локальных, региональных и международных.
(В. Лавриненко)

 

 



21. Какие три субъекта исторического процесса названы в тексте? Чем субъект, по мнению автора, отличается от участника?

22. Государственный строй и материальное производство во многом определяются сознательной деятельностью людей. Почему автор относит их к объективным факторам исторического развития? Какие другие объективные факторы исторического развития названы в тексте?

23. Приведите проблемы, указанные автором, которые должны решаться усилиями всего человечества. Как в современном обществознании принято называть эти проблемы? Приведите два других примера таких проблем, опираясь на собственные знания.

24. В тексте говорится о том, что налаживанию всестороннего сотрудничества между народами и государствами способствует деятельность многих международных организаций. Назовите любые три такие организации и укажите сферу деятельности каждой из них.

 

Показать решение


№21 1) ответ на первый вопрос (три субъекта): человек, социальная группа, человечество в целом;
2) ответ на второй вопрос (отличие): участника характеризует включенность в процесс общественного производства, политическую и духовную жизнь общества; субъекта характеризует не только включенность, но и осознание своего места в обществе, социального значения своей деятельности и направленности исторического процесса
№22 1) объяснение: государственный строй и материальное производство, обусловливающие жизнедеятельность людей, автор относит к объективным факторам, так как каждое новое поколение застает их уже сложившимися;
2) другие объективные факторы, названные в тексте: природные условия жизни общества, объективные потребности людей в обеспечении необходимых условий их жизни, социальная структура общества.
№23 1) указанные авсгором проблемы: обеспечение всеобщего мира, сохранение и развитие природной среды, создание условий для развития сотрудничества народов и государств;
2) название проблем: глобальные проблемы;
3) два других примера глобальных проблем, допустим: проблемы предотвращения терроризма, обеспечения человечества ресурсами
№24 1) ООН — поддержание мира между государствами, укрепление мира, развитие и безопасность международных отношений, развитие международного сотрудничества в различных сферах;
2) Интерпол — Международная организация уголовной полиции — борьба с международной преступностью (поиск пропавших ценностей, преступников, пропавших без вести людей и т. д.); 3) ВТО — международная торговая организация — упорядочение правил международной торговли

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.
Задание 13 #13623

Современное значение термина “культура” весьма многообразно и часто неопределенно. Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т. п.: “культура Древней Руси”, “культура античного мира”, “Запад” или “западная культура”, “Восток” или “культура Востока” и т. п. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином “культура” обозначается реально существующая культура, созданная в определенном ареале...

Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как “культурное” или “некультурное” поведение людей; применяем такие выражения, как “культура труда”, “культура торговли”, “культура производства” и т. д.

Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, “естественным” путем. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты ...

Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума. Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искаженной. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества проявляется даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка “антикультура”, такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.
(Д.А. Лалетин)

 

 



21. Приведите на основе текста любые три значения термина “культура”.

22. Как, по мнению автора, связаны культура и деятельность? Покажите эту связь, обратившись к любым двум явлениям культуры, указанным в тексте.

23. Автор касается идеи диалога культур. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три примера диалога культур в современном обществе.

24. Автор утверждает, что социальные пороки являются неотъемлемым элементом культуры общества. Приведите три собственных суждения, подтверждающих или опровергающих позицию автора.

 

Показать решение


№21 1) состояние или характеристика общества и человека вообще;
2) вполне конкретная совокупность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, государственность;
3) искусство, музеи, библиотеки, кино, театры (обыденная трактовка);
4) культура как поведение людей (“культурное” или “некультурное”).
№22 1) ответ на вопрос: явления культуры возникают как результаты деятельности;
2) иллюстрация этой связи на примерах явлений культуры, указанных в тексте, допустим:
— язык — результат совместной деятельности, общения людей;
— искусство — результат человеческой деятельности, образного отражения человеком мира, художественного творчества человека.
№23 1) знакомство с культурой другого народа, его менталитетом (музееведы Скандинавских стран приехали в Москву в целях посещения музеев, выставок, театров для знакомства с духовными достижениями народов России);
2) межличностное общение на уровне реальных и виртуальных неформальных контактов с представителями других культур, способствующих пониманию друг друга, преодолению стереотипов, взаимообогащению за счет иного культурного опыта (подростки общаются со своими ровесниками из разных стран посредством социальных сетей в Интернете);
3) обмен духовными ценностями, ведущий к развитию национальных культур (проведение студентами вузов “’круглых столов” с представителями национально-культурных автономий, подготовка книжных выставок “Шедевры национальных литератур” и др.).
№24 Подтверждающие точку зрения автора:
1) проявления (в том числе негативные) деятельности людей и межличностных отношений отражают существующие в обществе нормы и санкции, запреты и дозволения;
2) проявления антикультуры (преступность, наркомания и др.) имеют социальные причины возникновения, являются результатом и проявлением социальных отношений и в целом культуры определенного общества, понимаемой в широком смысле слова (как результат всей деятельности людей);
3) социальные пороки во многом определяются культурой всего общества, например содержание экономических преступлений в развитых странах и странах с неразвитой экономической культурой различно;
ИЛИ опровергающие точку зрения автора:
1) пороки не являются проявлением культуры, поскольку противоречат общечеловеческим культурным нормам и ценностям;
2) словесные выражения и языковые формы определяют проявления социальных пороков как некультурные поступки, некультурное поведение (вряд ли можно считать культурной речью нецензурную брань);
3) акцентируется необходимость целенаправленного формирования (воспитания) культуры, в частности культуры поведения, экономической культуры, политической культуры представителей различных асоциальных групп.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.
Задание 14 #13624

Некоторые считают, что поскольку мышление сложный процесс, его изучение выходит за пределы наших технических возможностей и нашего понимания. Такой аргумент есть немного правда и немного ложь. Трудно не признать, что многие особенности нашего мышления остаются тайной, но верно и то, что достижения психологии дали нам замечательный арсенал методов и моделей, способных приоткрыть некоторые факты, относящиеся к мышлению. Мышление участвует в решении задач и формировании понятий.

Формирование понятий (или усвоение понятия) относится к умению выяснять свойства, присущие некоторому классу объектов или идей. Понятие можно определить как совокупность определенпых существенных признаков и правил, связывающих эти признаки. Признаки означают некоторые характеристики объектов, относящихся и к другим объектам. Подвижность, например, это признак автомобиля, но подвижностью обладают и другие объекты — поезда, птицы. Человек определяет, насколько существенен данный признак для этого объекта, на основе определенных критериев. Признаки можно различать как на количественной, так и на качественной основе. Так, подвижность — это качественная черта, которую можно измерить количественно. К примеру, автомобиль данной марки обладает этим признаком в большей степени, чем автомобили других марок.

Формирование понятий — одна из самых важных познавательных функций человека. В большинстве наук в период их становления формирование понятий играет решающую роль в организации данных. Расположение элементов в химии, разработка филогенетической классификации в биологии, классификация видов памяти в биологии — все это примеры формирования понятий, способствующих лучшему пониманию предмета.

Если мы представим себе мириады различных объектов и событий, с которыми встречаемся в повседневной жизни, то задача приобретения понятий может оказаться слишком сложной, и все же эта поразительная задача выполняется относительно легко. Вполне может быть, что постижение мира возможно только через развитие познавательных структур, которые связывают кажущиеся рассеянными объекты и события в единое понятие. Таким образом, изучение формирования понятий не изолировано от основного потока повседневной жизни, но находится прямо в центре ее.

Термины “мысль” и “мышление” означают общий процесс рассмотрения в уме какого-либо вопроса; логика — это наука о мышлении, изучающая его законы. Два человека могут думать об одном и том же, но их выводы, полученные посредством мышления, могут отличаться; одно будет “логичным”, другое — “нелогичным”. (
(Р.Солсо)

 

 



21. В чем, на взгляд автора, проявляется роль формирования понятий в науке и других способах постижения мира? Приведите два положения, раскрывающих эту роль.

22. Как связаны мышление и логика? Почему выводы размышлений при наличии одного предмета рассмотрения или одной темы могут отличаться у разных людей?

23. Автор отмечает, что понятие определяется через совокупность существенных признаков. Опираясь на обществоведческие знания, укажите один существенный признак любых трех понятий, относящихся к различным сферам общества.

24. Существует точка зрения, согласно которой абстрактные умозаключения не способны приводить к правильным выводам без включения непосредственного наблюдения, чувственных данных. Приведите два аргумента в поддержку этой позиции и один аргумент — против.

 

Показать решение


№21 1) формирование понятий — важнейшая познавательна.я функция человека;
2) формирование понятий играет решающую роль в становлении наук;
3) постижение мира возможно лишь через связь объектов в единое понятие.
№22 1) дан ответ на первый вопрос: логика изучает законы мышления;
2) дан ответ на второй вопрос: один человек может рассуждать в соответствии с этими законами, а другой их игнорировать.
№23 1) рыночная экономика — свободное ценообразование;
2) государство — наличие суверенитета;
3) социальный контроль — использование санкций.
№24 1) В поддержку приведенного тезиса:
— чувственные данные выступают необходимым источником наших знаний;
— реальная действительность, воспринимаемая на этапе чувственного познания, богаче любых моделей и схем, которые создает для ее постижения рациональное познание;
2) Против приведенного тезиса: существуют области знания, например математика, построенные на строгости теоретических рассуждений.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.
1

2

Рулетка
Вы можете получить скидку в рулетке!